Один из самых значительных и больших по размерам монастырей России. Здесь находится семинария, наиболее богатая в России библиотека религиозной литературы. Так же здесь сосредоточены многие знаменитые иконы, находятся мощи одного из самых известных православных святых, Сергия Радонежского, памятники старины и искусства. Самая древняя постройка – Троицкий собор – 1422-1423 гг.
Музей открыты ежедневно, кроме понедельника и четверга с 10 до 16. Фотосъемка внутри храмов запрещена.
В Сергиевом Посаде от вокзала до Лавры Вы можете добраться пешком (идти от Москвы) по улице Сергиевской или Вознесенской. На общественном транспорте – любой маршрут, одна остановка (остановка "Центр").
Из истории:
Ансамбль Троице-Сергиевой лавры создавался в течение нескольких веков, что и объясняет его стилевое многообразие. Этот монастырь был основан в середине XIV в. будущим святым, Сергием Радонежским, на горе Маковец, окруженной оврагами и двумя речками. В юности Сергий твердо решил принять монашеский постриг и начать жизнь отшельника. Однако лишь после смерти родителей, оставшихся на его попечении после женитьбы братьев, он смог осуществить свой замысел. Вместе с братом Стефаном они выстроили бревенчатую келью и небольшую церковь во имя Пресвятой Троицы. Образ Троицы в ту эпоху служил символом любви и единения. Вскоре Стефан не выдержал суровой жизни в лесу и ушел с Маковца. Он поселился в Москве, в Богоявленском монастыре. Сергий же остался один, упорно не желая возвращаться к людям. Постепенно в монашеской среде стал распространяться слух о молодом отшельнике, живущим на Маковце. К Сергию начали приходить иноки, желавшие подвизаться на духовный подвиг вместе с ним. Так сложилась небольшая община, рост которой Сергий поначалу ограничивал «апостольским числом» - двенадцать. Однако со временем всякие ограничения были отменены. Монастырь быстро рос, отстраивался. Вокруг него стали селиться крестьяне и от прежней глуши не осталось и следа.
В 1354 г. епископ Волынский Афанасий поставил Сергия в игумена и одновременно рукоположил его в сан священника. Вскоре в Троицком монастыре был введен общежительный устав. Это было новшеством, так как почти все русские монастыри того времени придерживались особножительного устава, при котором каждый инок устраивался в обители так, как позволяли ему его средства. Утвердив «общее житие» в Маковце, Сергий начал животворную для русской церкви «монастырскую реформу». При поддержке церковных и светских властей сам радонежский игумен и его ближайшие ученики в XIV – XV вв. основали несколько десятков новых монастырей с общежительным уставом. Монастыри такого типа называются - монастыри – киновии. Большинство из них возникли в лесной глуши, вдали от дорог, и лишь со временем обросли селами и деревнями. Все это позволило создать опорные пункты для земледельческого освоения ярославско-костромского Заволжья и Русского Севера.
Стоит заметить, что слава Сергия уже при жизни его была велика, в августе 1380 г., князь Дмитрий отправился к Сергию в Маковец за моральной поддержкой и благословением. Старец не только предрек ему победу, но даже отправил с ним двух своих ставшими легендарными монахов-воинов, Александра Пересвета и Родиона Ослябля. Победа на Куликовом поле была одержана в день большого церковного праздника – Рождества Богородицы.
В XV-XVII вв. монастырь стал крупнейшим землевладельцем. Он занимал первое место по своим земельным владениям среди всех русских монастырей. Ежегодно троицкие старцы совершали поездки во все концы Московской Руси: Торжок, Великий Новгород, к берегам Белого моря и в Нижний Новгород на Волгу. Сурово наказывались те, кто осмеливался спорить с ними.
В середине XVI в. по приказу Ивана Грозного деревянная ограда монастыря заменяется каменной со сторожевыми башнями. В 1608 г. в ходе польско-литовской интервенции пан Ян Сапега подступает к стенам монастыря с внушительным отрядом. В течение 16 месяцев защитники монастыря удерживали значительные силы интервентов, однако сдались. После того, как осада была снята монастырь стал одним из центров борьбы с интервентами.
В 1774 г. монастырю был пожалован почетный титул лавры.
В 1920 году лавра была закрыта, а на ее территории основан музей. Тем не менее в 1946 году она была открыта, и с появлением на территории монахов, в городе вновь начинает возрождаться религиозная жизнь. С этого времени Троице-Сергиева Лавра становится крупнейшим действующим мужским монастырем Русской Православной церкви.
В монастыре жили и работали образованнейшие люди далекого прошлого, среди которых: Епифаний Премудрый – писатель XV в., Максим Грек – ученый-монах.
Теперь давайте заглянем за монастырскую стену и посетим действующие церкви лавры и музей. Святые ворота ведут прямо в монастырь. Напротив Пятницкой башни, стоящей у речки, сохранились две церкви небольшого монастыря Введения во храм Пресвятой Богородицы (1547) и церковь Св. Параскевы Пятницы (середина XVII в.). Эти церкви входили в состав Пятницкого монастыря на Подоле. Каждая из 11 монастырских башен имеет свое название. В западной стене – Пивная башня, она многократно перестраивалась, имела ледник в погребе. В южной стене – Луковая и Водяная с выходом к реке. На северо-западном углу – Плотничья башня 17 века. Сторожевые башни – Каличья, Звонковая, Уточья. В основании Сушильной башни был подземный ход к реке.
На главной левой аллее расположен самый древний храм Троице-Сергиевой лавры – Троицкий собор, который был построен над гробом св. Сергия Радонежского его преемником, Никоном. Собор представляет собой раннемосковский памятник архитектуры. Он не большой по размеру и выстроен из отесанного известняка. Его фасады делятся лопатками на три части, заканчивающиеся килевидными закомарами. Над окнами, кроме открытого северного фасада и восточного с тремя аспидами, проходит небольшой узорчатый архитектурный пояс, состоящий из трех полос орнамента. Два других фасада укрыты боковыми пристройками. Собор однокупольный. Внутри собора - мощи св. Сергия, прекрасные фрески XVII в. и иконы, среди которых хотелось бы отметить копию «Троицы» Андрея Рублева, написанную именно для этого собора. На западе пристроена крытая галерея-паперть.
Напротив Троицкого собора расположена Духовная церковь (1476-1477 гг.), построенная псковскими мастерами. Церковь представляет памятник русского зодчества: барабан купола стоит на каменных столбах открытой звонницы.
Пятиглавый Успенский собор находится в центре архитектурного ансамбля лавры (1559-1585 гг.) и повторяет по своему типу Успенский собор Московского Кремля. Центральный купол собора позолочен, а 4 боковых покрашены в голубой цвет и украшены золотыми звездами. В самом центре собора находятся захоронения старцев и настоятелей монастыря. Внутри собора сохранился деревянный резной иконостас XVII в. Так же есть иконы знаменитого иконостаса Симона Ушакова (XVII в.). Налево от собора – семейное погребение Годуновых.
С другой стороны аллеи расположено здание трапезной с Сергиевой церковью (1686-1692). Здание двухэтажное, с гульбищем на столбах и арках, с крыльцом-галереей, крышу которого поддерживают арки и колонны. Окна украшены белокаменными резными наличниками. Внутри огромный зал, перекрытый очень большим для своего времени сводом. В церкви, которая отделена от зала кованой решеткой, расположен живописный иконостас с художественной резьбой. Пол довольно необычен – выполнен из агатовидной яшмы.
Архитектурное наследие 17-го в. представлено в лавре еще двумя зданиями: Царскими чертогами и Больничными палатами с церковью Зосимы и Савватия (1635-1637). Внутри царских чертог находится поистине сказочная печь из разноцветных изразцов, а так же вторая печь из синих изразцов (начало XVIII в.). В спальне и столовой лепные плафоны середины 18 в. работы художника-скульптора Каменского.
Из архитектуры середины 18 века сохранилась маленькая восьмиугольная Михеевская церковь (1734), а так же церковь Смоленской Божьей Матери (1746-1748), относящаяся к барочному стилю. Ее построил основатель первой архитектурной школы Дмитрий Ухтомский. Он же автор колокольни лавры.
В музеях лавры находятся десятки тысяч экспонатов. Музей занимают Ризницу, Наместнические покои, Больничные палаты и другие здания 17-19 вв. в западной части монастыря.
Текст: Гунина А. Фото: Корнюшенко Е.
При написании были использованы
Путеводитель «Выходные в Подмосковье»,
Сборник «Атлас России»,
Энциклопедия «История России»