Город Тихвин, расположен на северо-востоке Ленинградской области в 200 км от Санкт-Петербурга в пределах Волхонской низины и Вепсовской возвышенности на реке Тихвинка.
В городе развит железнодорожный и автотранспорт. Первый представлен восточной ветвью Октябрьской железной дорогой, а второй автотрассой Санкт-Петербург – Вологда.
Промышленные предприятия в городе Тихвин представлены заводом литья и металлоконструкций «Титран», завод «Трансмаш», который строит поезда. Помимо поездов завод производит погрузчики, узлы и детали тракторов, щебеночно-очистительные машины и электромясорубки. Следует отметить также, что Тихвин не обошли внимаем и иностранные инвесторы – здесь расположен филиал шведской мебельной компании IKEA. Мебельная фабрика обеспечивает рабочими местами местное население и приносит городу стабильный доход. Однако, не смотря на все это Тихвин город сельскохозяйственный. Здесь есть свой молочный комбинат, хлебозавод и даже мясокомбинат. Активно развивается такие отрасли хозяйства как животноводство – разведение свиней и крупного рогатого скота, а так же выращивание овощей и зерновых культур.
В городе Тихвин есть театр фольклора имени Г.В.Снег, созданный в 1971 году при районном доме культуры. Уже в 1974 году коллектив получил звание народного, а в 1999 и статус театра. Основное направление работы театра – это возрождение народных традиций и сохранение песенного фольклора Тихвинской земли. В репертуаре театра такие спектакли как «Рождество Христово», «Солдат и смерть», старинный масленичный спектакль «Царь Максимилиан». Благодаря работе театра возрождены обрядовые праздничные действа – «Масленичные гуляния», «Пасхальные песнопения», «Осенние посиделки», «Летние гуляния». Театр гастролирует по Тихвинскому району и выступает в Санкт-Петербурге. Принимает театр участие и в фестивалях, в 2004 году удостоен гран-при всероссийского конкурса «Пою тебе, моя Россия», в 2005 получил почетное звание «Лучший областной коллектив».
В Тихвине находится 9 школ, 12 детских садов. Высшие учебные заведения представлены
Тихвинским филиалом Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики и филиалом Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета. Дополнительное образование можно получить в школе искусств кино и телевидения «ЛАНТАН», детской школа искусств им. Н.А Римского-Корсакова, детской художественная школа им. П.Е Заболотского, а так же в других учреждениях.
С 1991 года в Тихвине ежегодно проходит конкурс детского хореографических коллективов «Тихвинский Лель». Участие в нем принимают таланты не только из России, но из стран СНГ. С 1998 года в рамках фестиваля проходит конкурс исполнителей на народных инструментах. С 2000 года в Тихвине проходит фестиваль духовой и джазовой музыки «Сентябрь в Тихвине». В нем принимают участие музыканты из России, СНГ, а так же Швеции, Финляндии и Дании. Ведет фестиваль музыковед и теоретик джаза Фейертаг.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
История Тихвина
Изначальное название города – Предтеченский погост. Современное название Тихвин получил в 1724 году. Так как здесь ранее жили веси, то при расшифровке названия следует опираться на вепский язык. Вообще название Тихвин – это гидроним, то есть название произошедшее от названия реки. Можно разделить его на два слова «тих» и «вина». «Тих» - значит густой, а «веен» - «воды» в родительном падеже. Так же известно, что вепсы прибавляли к названиям в родительном падеже термин «йоки» - что значит река. Если соединить все вместе, то получается «густой воды река», то есть не быстрая. По другой версии, название Тихвин обозначает дорога к рынку, так как город был расположен на торговом речном пути.
По летописным источникам известно, что окрестности города Тихвин были заселены еще в III – II тысячелетиях до нашей эры племенем весь. В середине 14-15 века на эти места пришли славяне и территория стала частью Руси. Первое письменное упоминание о Тихвине относится к 1383 году. В это время произошло чудо: появление в этих местах Тихвинской иконы Божьей матери. Образ этот был написан Св. Апостолом Евангелистом Лукой, еще во время земной жизни Девы Марии. Он передал икону вместе с тектом Евангелия и Деяния Святых Апостолов в качестве подарка правителю Антиохии Феофилу. В 5-м веке икону привезли в Константинополь и построили для нее Влахернскую церковь-реликварий. 9 июля 1383 году икона чудесно, по воздуху скрылся из Константинополя и явился рыбакам над Ладожским озером. По свидетельству летописцев на берег пришли священники и народ, во время того, как они усердно возносили молитвы, икона сошла к ним в руки. Решено было устроить на этом месте храм и немедленно начато строительство. Для охраны иконы и новостроящегося храма была приставлены стража. Однако, когда утром пришли строители, то не обнаружили ни храма, ни иконы. Во время усердных поисков, и икона и строящийся храм были обнаружены на другом берегу реки. И решено было строительство продолжить там, потому что икона сама выбрала место своего пребывания. Здесь построили деревянную Успенскую церковь, а уже впоследствии каменный Успенский собор. Тихвин стал привлекать многочисленных паломников со всей Руси. Однако город развивался не только как духовный центр, но и как торговый и к середине 17-18 вв. известен уже как экономический и торговый город. В Тихвине активно развивается железоделательные и художественные ремесла, зодчество. Так же следует отметить, что Тихвин находился на перекрестке торговых путей из Скандинавии в Новгород, Москву и Ладогу и занимал важное стратегическое положение в системе северо-западных границ Руси. В это время в городе ведется активное строительство храмов и монастырей, проходит ежегодная Тихвинская ярмарка, на которую съезжаются купцы с Руси и иноземья. Во время правления Петра I было начато строительство канала, который должен был соединить реки Тихвинку и Соломину. Строительство, однако, продвигалось крайне медленно, и интенсивное строительство развернулось лишь в начале 19 века.
В 1773 году Тихвин получает статус города по указу Екатерины II, герб и становится центром Тихвинского уезда. В 1793 году страшный пожар уничтожил почти весь город, и по предложению новгородского губернатора было решено застраивать город вновь по правильному генеральному плану. Основой нового плана города явились параллельные магистрали, а в центре большая торговая площадь с собором, административными зданиями и торговыми рядами. Так же предполагалось обнести Тихвин рвом в форме неправильного многогранника. Центр города отстраивался в стиле классицизма, до наших дней дошел большой гостиный двор, сооруженный по проекту, составленному в Твери. На главных улицах строились двухэтажные дома из кирпича, а для окраин одноэтажные, частично оштукатуренные. Так же возводились здания присутственных мест, каменные амбары и кузницы. Так как Тихвин являлся к тому времени торговым городом, то ему нужна была большая торговая площадь. Купечество, заинтересованное в этом, строило город на собственные средства, и было освобождено на 6 лет от уплаты подушной подати и на 3 года от гражданской службы. В 70-90 гг. 18 века крепостнический произвол достиг своего расцвета, помещики усилили эксплуатацию крестьян, что вызвало крестьянские волнения. Для их усмирения сюда направлялись войска, некоторые крестьяне даже были сосланы в Сибирь.
Значение Тихвина возрастает в первой половине 19 века в связи с завершением строительства Тихвинской водной системы и открытия судоходства на ней в 1811 году. В год по Тихвинской системе проходило до 6 тысяч судов. Основным занятием населения становится «лодочничество» - сопровождение судов до Петербурга и Кронштадта.В городе разворачивается строительство речных судов. В это же время через Тихвин проходил Сибирский тракт, и направляясь в сибирскую ссылку в Тихвине останавливались декабристы. Вторая половина 19- начало 20 века жизнь в Тихвине была мало чем примечательна. В связи с реконструкцией Мариинской водной системы и проведением железных дорог, Тихвинская система стала служить лишь для местных перевозок. Реки Тихвинской водной системы были мелководными и порожистыми, что создавало большие неудобства для судов. Из-за сокращения судоходства в город наблюдался спад промышленности и торговли. Местные власти мало думали об образовании и здоровье населения, на весь Тихвинский уезд была только одна больница. В уезде часто возникали эпидемии таких заразных болезней, как корь и тиф. В 1900 году была построена Северная железная дорога, которая немного оживила торговлю в городе. Во время войны на территории Тихвина шли напряженные бои, особенно в ноябре 1941 года, когда фашисты стремились замкнуть второе кольцо блокады Ленинграда. Разгром фашистов под Тихвином произошел в декабре 1941 года. В 1974 году город был награжден орденом Отечественной войны I степени.
Герб Тихвина утвержден 10 июля 1772 года (согласно другому источнику - в 1773 году) императрицей Екатериной II."Щит, разрезанный надвое дугою серебряною, означающей часть зодиака, на которой изображен черными литерами год учреждения сей слободы городом; верхняя часть щита голубая, на которой сверху происходит золотое сияние, показующее, что сие место и прежде было знаменито; в нижней части на червленом поле императорская корона, показующая милость и протекцию к сему городу Ее императорского величества, а червленое поле показует ревность и усердие, на коковое корона за оказанную милость к сему селению от граждан тех надеется". В советские времена появился другой герб города Тихвин. Он утвержден 29 марта 1968 года исполкомом Тихвинского горсовета (решение №117а). На зеленом щите изображался белый лось, высекающий копытами искры, из стилизованной наковальни. Под наковальней написан год основания Тихвина: "1383". Автор герба - Евгений Иванов (согласно другому источнику - Ивашов).
Гунина А.
КАК ПРОЕХАТЬ
Из Санкт-Петербурга: с Московского вокзала поездом на Вологду до станции Тихвин, либо электричками с пересадкой в Волхове.
Из Москвы: Поездом Москва-Петразоводск до станции Волховстрой-1, далее электричкой Волховстрой-Бабаево до Тихвина.
На автомобиле: Из Москвы: М10 до Будово (из московской до Тверской области), затем Р123 до Дыми (Тверская – Новгородская - Ленинградская области), затем А114 (Ленинградская область).
Из Санкт-Петербурга: М18 до Иссада, затем А114 до Тихвина.