Свято-Троицкий монастырь Муром Свято-Троицкий монастырь Муром
Главная Карта сайта Обратная связь
Объекты по регионам | Каталог достопримечательностей | Города

Достопримечательности »  Историко-архитектурные »  Монастыри

Владимирская область »  Муромский р-н »  Муром » Свято-Троицкий монастырь

Свято-Троицкий монастырь

Монастырь основан в XVII в.
Каменная пятиглавая церковь Троицы (1642 - 1643) и колокольня (1652).
Здесь покоятся мощи Петра и Февронии Муромских - покровителей любви и брака. Ныне - действующй женский монастырь.
Адрес: г. Муром, пл. Крестьянина (Троицкая пл.). Вход с Коммунистической улицы.

Из истории:

Троицкий женский монастырь был основан в 1643 году богатым муромским купцом Богданом Цветным на месте деревянной церкви.  По преданию где-то здесь, на "Старом вышнем городище" стоял раньше деревянный храм во имя Бориса и Глеба, поставленный при князе Константине, крестившим муромцев и ставшим в последствии святым. Затем ее заменили Троицкой деревянной церковью, а в 1642 году закладывается кирпичный храм. Уже через год учреждается женский Троицкий монастырь.

Троицкий храм особенный, его уникальность заключается в тзразцах, украшающих внешний облик храма. В 1648 году были возведены святые ворота, а в 1652 появляется колокольня. Галереи вокруг собора были сооружены в 1786 году. В 1807-08 гг. после пожара, в результате которого сгорела деревянная ограда монастыря, возводится кирпичная, частично сохранившаяся и доныне.

В конце XIX века были возведены 2-х этажный корпус, где была открыта женская церковно-приходская школа с уроками рукоделия, и другие каменные здания.

В 1921 году монастырь был закрыт и вместо монахинь в корпусах поселились рабочие. Казанскую церковь заняла трикотажная артель. Внизу храма находились склады, а на втором этаже поставили станки. В Троицком соборе был размещен склад военного ведомства.

В послевоенные годы келейные корпуса были превращены в коммунальные квартиры. К юбилею города в 1961-62 гг. в монастыре провели косметическую реставрацию.

В 1976 году из села Красное Меленковского района на территорию монастыря привезена деревянная церковь, построенная в 1715 году. Ее планировалось показывать как музейный экспонат под открытым небом. Постройка является классической для XVIII века "восьмерик на четверике".

В 1991 году Троицкий монастырь был возвращен РПЦ. Это первый женский монастырь, открытый во Владимиро-Суздальской епархии.

Главные святыни обители: мощи святых благоверных Петра и Февронии, покровители семейного счастия и благополучия, а также Виленский крест (найден в 1657 году в литовском городе Вильно арзамасцем Василием Микулиным и принесен в Муром в Троицкий монастырь, почитался как чудотворный).

Отдельно хотелось бы рассказать о жизни Петра и Февронии, мощи которых покоятся в монастыре, и о том, чем они прославились.

Сказание о Петре и Февронии

История жизни супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где и развернулись эти события. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.

Записал повествование о Петре и Февронии в XVI в. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Ивана Грозного. В житии сохранены фольклорные черты, а, возможно, так как это было так давно, то эта история сама легла в основу нашего фольклора.

Сказание о Петре и Февронии, ставших в результате святыми и почитаемыми покровителями семейного счастья, можно прямо сказать напоминает старые русские сказки, которые мы читали еще в детстве, о красной девице-крестьянке, ставшей женой князя, творящей чудеса и загадывающей загадки, о чудодейственной баньке и походе за тридевять земель (в соседнее княжество) и поиске не пойми чего (в данном случае кого). Во взрослом состоянии начинаешь задумываться об этом и оценивать все иначе. Иносказание на иносказании...

Итак, князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия. В житии сказано, что стал он князем после смерти его старшего брата Павла, умершего почти при мистических обстоятельствах. К жене Павла стал являться змей "на блуд" в облике мужа. Так продолжалось какое-то время, но потом жена раскрыла обман и рассказала об этом Павлу, тот огорчился и, не зная, что предпринять, дал жене наказ, чтобы та выведала у него от чего змеева смерть настанет. Жена ласково и аккуратно выведала у змея, что смерть его будет "От Петрова плеча и Агрикова меча".

Стало понятно, что змея должен будет убить брат Павла - Петр. Поняв несчастие брата, Петр отправляется на поиски Агрикова меча. В молитве в церкви к нему является ангел и показывает, где в церкви в стене спрятан меч. Радостный Петр возвратился к брату, но перед ним стоит серьезная задача - отличить брата от змея, при ошибке он убьет брата.

Для этого Петр прибегает к небольшой хитрости, он ходит то в покои брата, разговаривает с ним, потом в покои к его жене, где сидит змей в облике брата, задает вопросы ему, после дополнительных расспросов слуг, Петр точно понимает, где его брат, а где змей и наносит ему сокрушительный удар Агриковым мечом. И, действительно, Петр не ошибся, обманщик обернулся в змея, но капля крови его ядовитой попала на Петра, и это послужило началом его болезни. Все тело князя покрылось язвами и струпьями, в житии написано, что это была проказа. Обращались к различным лекарям да знахарям, но не было исцеления Петру. В скором врмени брат его Павел умер и официально князем Муромским стал Петр. Но страшная болезнь уносила его силы...

Стали искать, кто бы мог вылечить князя. По деревням были пущены гонцы, так один из них прибыл в деревню Ласково не далеко от Рязани. Подошел ко двору с домом - никого нет, зашел на двор - никого, вошел в дом, в избушке посыльный увидел девушку, занимающейся пряжей, а перед нею скачащего зайца. Несколько удивленная, но спокойная девушка сразу же начинает разговаривать загадками, как это часто бывает в русских сказках: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей». Ничего не понимающий посыльный спрашивает у девицы, есть ли в доме мужчины, но в ответ снова слишком мудреная фраза: «Отец и мати моя поидоша в заем плакати. Брат же мой иде чрез ноги в нави зрети».
- Я ничего не понимаю, - говорит посыльный, - вхожу в дом, вижу вас со скачащим перед собой зайцем, вы загадками говорите, объясните, что имеется ввиду «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей» и что это про родителей, плачущх взаймы и брат, ушедший смотреть через ноги?
- Все просто, - отвечает девушка, - вы вот вошли в дом и увидели меня, сидящую просто так, не ожидавшую вашего прихода, если бы был пес у нас, то он стал бы лаять - это уши, если бы в доме были бы дети, то бегавшие по двору ребятишки, вас увидели бы - это глаза. Родители мои отправились на кладбище на похороны и там плачут, когда придет их черед, то будут плакать по ним, поэтому я сказала, что они плачут взаймы. А брат мой, как и отец, собиратель меда в лесу, очень опасная профессия, чтобы не сорваться и не убиться, нужно постоянно смотреть вниз, а смотрит он через ноги как бы.
- Я вижу, вы умная девушка, - говорит посыльный, - Как ваше имя?
- Феврония.
- Аз есмь муромъскаго князя Петра посыльный. Князь имеет болезнь тяжкую и язвы от крови змия, которого он убил своею рукой. Ищет он исцеления от многих лекарей да не получает никак, посему ищем по деревням и весям человека, которой мог бы исцелить князя.

- Тот вылечит твоего князя, кто заберет его себе, - заявляет Феврония.
- Как это заберет его себе? - удивляется снова юноша, - он отблагодарит, одарит того, кто вылечит его. Назови же имя врачевателя или укажи дом его.
- Приводи его сюда, - отвечает Феврония, - пусть будет смирен и ласков в разговоре, будет здоров.

Юноша возвратился к князю и доложил обо всем, что видел и слышал, и отправился князь к загадочной девушке в избушку. Подъехав к дому, обессиленный больной Петр отправил в дом посыльного. Войдя в дом, он снова увидел девушку и спросил, где лекарь, пусть приступает к лечению и обещал вознаграждение.
Но девушка отвечала, что лечить будет она, вознаграждение ей не надобно, но требование есть: Петр должен на ней жениться. А ежели нет, то и лечить ей его не подобает.

Петр такого подхода не понял, он не согласен, ведь он князь, а она простая крестьянка. Но дает добро на лечение, обещает жениться. Феврония предлагает ему намазаться зельем, но обязательно после бани - традиционного обряда перед решением проблем для множества сказок.
- После бани,- наказывает ему Феврония - намажешь все язвы снадобьем кроме одного, будешь здоров.

Князь выполнил наказ и, действительно, в скором времени выздоровел. Но на радостях забыл о Февронии и обещание свое. Она, разумеется, предвидела такой поворот событий... От недолеченной язвы, болезнь вернулась, и Петр снова приехал к Февронии. Она вновь приготовила зелье, князь выздоровел, и они вместе уже отправились в Муром.

В городе их плохо приняли, бояре не хотели, чтобы их княжной была простая крестьянка. Они заявили княгине, что пусть она забирает чего хочет и уходит, но Февронии нужен только Петр. Сам Петр говорит, что это его законная жена и никуда он от нее не денется, ее не бросит и в обиду не даст. Так, они, на радость боярам, решили покинуть город и отправиться куда глаза глядят.

Город они покидали на лодках, так вышло, что они отправились на разных, один мужчина стал смотреть с совратительными умыслами на красавицу Февронию, причем при находившейся здесь же в лодке его собственной жене, та снова ответила с загадками.
- Попробуй воды на вкус с одного борта лодки и с другого. Одинакова вода?
- Одинакова.
- Так и естество женское одинаковое. У тебя есть своя жена, не смотри на чужих.

Остановились они на берегу на ночлег. Готовится ужин, костер. Князь не весел.
- Не грусти, княже, - говорит ему Феврония, - Бог не оставит нас. Как эти два полена, указывая на полена рядом с костром, срубленные деревья, могут расти, так и мы, изгнанные из города еще будем в нем счастливо править. Наступила ночь и все легли спать, всем на удивление и Петра особенно, на утро на месте вчерашних поленьев, куда указывала Феврония, высилось два живых красивых дерева.

Не успел князь отойти от удивления, как прибыли гонцы из Мурома, просившие их вернуться в город: бояре из-за начавшейся борьбы за власть перебили друг друга, начался беспорядок и волнение. Народ просил вернуться Петра с Февронией, что они и сделали.

Период их правления, говорят, был спокоен и мирен. Люди жили в согласии.

Умерли Петр и Феврония в один день. Готовясь к смерти, они приготовили себе гроб с тонкой перегородкой между отделениями. Перед самой смертью в те времена было принято принимать монашеский постриг, Феврония получила имя Ефросинья, а Петр - Давид. После их смерти, люди решили не выполнять их последнюю волю и не класть их в загатовленный ими совместный гроб. Их положили в разные гробы, более того в разных церквях. Совместный же гроб стоял также в церкви, где стоял гроб Петра. На утро приходят люди в храм, а гробы их пусты, и тела лежат в одном гробу. Подивились люди, но разложили снова их по разным гробам. Приходят в храм на утро, а они снова в одном гробу. Ну, здесь уж ничего люди не стали делать более. Так их и похоронили в одном гробу у собора Рождества Богородицы.
 
По истине удивительная история. В конце так и хочется добавить: в сказке быль, а в ней намек, добру молодцу урок.

Фото и текст Корнюшенко Е.

Ссылки:

О Муроме, Петре и Февронии у Олега Давыдова.

26.10.09


Добавить отзыв

Имя:
E-mail:
Отзыв:
Ваша оценка:
Введите код
подтверждения:
 
Координаты GPS:

N 55°34.876'
E 42°03.241'

(c)"Ипорт" 2008-2023